5504824 18.05.2018 Режиссер Сергей Дворцевой (в центре) с дочерью Вероникой Дворцевой (слева) и актриса Самал Еслямова (вторая справа) на красной дорожке премьеры фильма «Айка» («Ayka») в рамках 71-го Каннского международного фестиваля.
Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Еще совсем недавно тему миграции деятели российского кинематографа обходили стороной, но в последнее время ситуация изменилась. В 2018 г. в прокат вышел фильм Сергея Дворцевого «Айка». Его героиня — Айка — мигрантка из Киргизии. Девушка приехала в Россию, чтобы открыть свой швейный бизнес, но планам не пришлось осуществиться. Айка сталкивается со всеми мыслимыми проблемами: она связывается с преступниками, рожает нежеланного ребенка, пытается отдать его бандитам в счет долга. Картина реалистично показывает действительность и быт, которые окружают девушку: заснеженную Москву, напоминающую бесконечный лабиринт; невыносимые условия жизни в маленькой квартире заброшенного дома, где ютятся несколько десятков мигрантов, таких же как Айка; голод; проблемы со здоровьем, решить которые девушка не может из-за отсутствия денег… Героиня пытается найти выход и борется до последнего, но обстоятельства оказываются сильнее. В финале картины акцент меняется, и Айка предстает перед зрителем не просто как мигрантка, а как мать. В последний момент героиня меняет свое решение отдать новорожденного малыша преступникам. Что ждет дальше — неизвестно. Остается только надежда на то, что Айка найдет выход из этого лабиринта.

На Каннском фестивале в 2018 г. «Айка» получила награду за «Лучшую женскую роль», в 2019 г. — премию Азиатской киноакадемии, а в 2020 г. — премию «Ника», а также попала в шорт-лист номинации на Оскар. Сборы в мире составили $43 000, в России — $39 000.

«Звезды» — еще один фильм о мигрантах, который вышел в 2018 г. на российских стриминговых сервисах, с Виктором Сухоруковым в главной роли. Режиссер фильма Александр Новиков-Янгинов показал историю мужчины из Узбекистана, уехавшего на заработки в Россию в связи с тяжелой болезнью дочери. Герой — преподаватель русского языка и литературы вынужден работать то строителем, то штукатуром, то продавцом на рынке. Однажды ему предлагают пойти на преступление и получить сумму, достаточную для лечения дочери. Но несмотря на все сложности, в последний момент герой отказывается от преступления, не поступившись принципами. Хотя в фильме и представлены реалии, характерные для жизни мигрантов, он не просто о мигранте, а о человеке и человечности, чувстве долга и нравственности.

«Наша история про людей. Национальность здесь не имеет никакого значения. Будь то узбек, русский, кто угодно. Главное — человеческие отношения», — комментирует свою работу Новиков-Янгинов в интервью для портала filmpro.

Инфографика

 

Кассовые сборы от проката «Айки» не были высокими, а фильм «Звезды» вышел только в онлайн-прокате на стриминговых сервисах, но это уже можно назвать прорывом в российском социальном кино. Нельзя сказать, что до 2018 г. фильмы и сериалы о мигрантах не снимали. Снимали, но их было не так много, и не всегда эти фильмы верно отражали действительность. К тому же иностранцы по сюжету были на вторых-третьих ролях. Исключение, наверное, составляет только телесериал «А у нас во дворе…» (2012–2017 гг.), где главная героиня — мигрантка из Узбекистана. Роль исполнила Равшана Куркова. Сериал вошел в ТОП-10 самых популярных проектов в России и стал открытием в мире серьезного, но при этом популярного кино о мигрантах. Критики высоко оценили сериал, а известный публицист Андрей Архангельский подчеркнул, что работа имеет огромное воспитательное значение и учит «интернационализму и дружбе народов». О самом образе мигранта критик высказывается так:

«Впервые на экране мигрант — не герой скетча, не комический орнамент, а полноценный герой».

До этого приезжие появлялись лишь в ситкомах: «Последний из Магикян» (2013–2015 гг.), «Дружба народов» (2014 г.), «Интерны» (2010–2016 гг.), «Кухня» (2012–2016 гг.).

Еще одна серьезная работа о жизни мигрантов ждет российских зрителей в 2021 г. В конце 2020 г. завершились съемки социальной драмы Михаила Бородинова «Продукты 24». В основу сюжета легли реальные события, произошедшие в московском районе Гольяново, где владельцы магазинов фактически превратили своих сотрудников-мигрантов в рабов. В основном это были женщины, гражданки Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Фильм был снят при поддержке Министерства культуры РФ, к проекту присоединились продюсеры из Словении и Турции. В свою очередь Министерство культуры РФ и российский Фонд кино продолжают спонсировать подобные проекты, а значит, о мигрантах снимать будут. Хотя это сложный путь.

Киноработы о трудовых мигрантах обречены на невысокую популярность у массового зрителя. И это может отпугнуть режиссеров и актеров, которым проще делать заведомо кассовые проекты. Об этом, например, пишет социолог Михаил Жабский в своей исследовательской работе «Кино — зеркало или молот?». Так что, хотя российские зрители довольно лояльно и даже с некоторым интересом отнеслись к «Айке» и «Звездам», это не значит, что последующие фильмы о миграции окажутся так же или более востребованы.

В отечественном кинематографе все еще присутствует «эффект ЦИАН», распространенный в сфере аренды квартир, когда владелец квартиры оказывает предпочтение исключительно национальному большинству. Например, указывая, что квартиру он сдаст исключительно людям славянской внешности. Этот феномен работает и в киноиндустрии.

Кроме того, ксенофобия и этнофобия все еще присутствуют в российском обществе. Об этом, в частности, говорил в интервью для MEDIA-MIG доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Владимир Мукомель: «После 2013 г. наметился некоторый спад мигрантофобии в России. Это было обусловлено изменением информационного поля: тема миграции и мигрантов стала появляться в информационном пространстве, особенно на центральных каналах».

Длительное отсутствие заинтересованности режиссеров к теме миграции — проблема не только России. И в Европе, и в США снимать фильмы о мигрантах стали совсем недавно. Одна из самых ярких работ — «Район № 9» (2009 г.), фильм американского режиссера Нила Бломкампа. Кинокартина собрала в России около $9 млн, а мировые сборы составили более $210 млн.

Это можно считать большим успехом для фильма с такой остросоциальной направленностью. Картина построена на метафоре: мигранты — не люди, а инопланетяне. Их корабль вышел из строя, и они вынуждены остаться на Земле. Правительство выделяет для них отдельный район, напоминающий гетто, где инопланетяне живут в ужасных условиях на протяжении многих лет. В фильме четко прослеживается тема инаковости: чужаков боятся, не воспринимают их как личностей, предпочитают не контактировать с ними и избегать. Нил Бломкамп отлично показал, к чему может привести отсутствие интеграции и страх человека перед чем-то неизведанным. Высокие сборы фильма во многом стали причиной необычной подачи: режиссер предпочел обыграть эту инаковость в развлекательной игровой форме с элементами фантастики, чем привлек гораздо больше зрителей, чем это могла бы сделать более реалистичная кинодрама.

Новая волна зарубежного кино о мигрантах пришлась на 2019–2020 гг. На популярном стриминговом сервисе Netflix за эти два года вышло сразу несколько проектов с эмигрантской тематикой — «Жизнь без документов» (2019 г.), «Его дом» (2020 г.), «Без гражданства» (2020 г.).

Миграция — феномен, без которого современный мир и не представить. Именно миграция обеспечивает саморегулирование мировой экономики за счет мобильности трудовых ресурсов. Так что адекватная репрезентация образа мигранта имеет большое значение для взаимопонимания и формирования толерантного общества и борьбы с ксенофобскими настроениями. А кино гуру постмодернистского понимания современного общества Маршалл Маклюэн считал наиболее «горячим» инструментом формирования общественного сознания.